суббота, 20 марта 2010 г.

Профессионалы и администраторы


В этой статье соединяются точки в рассуждениях о качествах предпринимателя и мотивации руководителей

Со времен, когда я впервые увлекся темой лидерства, успеха и саморазвития появилась и первая внутренняя дилемма. Что первично организаторские качества или профессионализм? Должен ли работать предприниматель или набрать людей и распоряжаться их способностями? Не является ли способность все делать своими руками, проявлением «таланта к нищете»? Все время вспоминается крылатая фраза Остапа Бендера из 12-ти стульев – «Киса! У Вас удивительный талант к нищете!»

Я до сих пор встречаю людей, которые являются чистыми администраторами, не знают многих тонкостей в технологии выполнения большинства бизнес-процессов и не собираются в них вникать. С другой стороны, гораздо реже, встречаются руководители, увлеченные своей работой, воспринимающие свое предприятие, как собственного ребенка. Это, как правило, профессионалы, которые начинали работать с низовых ступеней в структуре предприятия, либо были его родоначальниками и совмещали в себе все функции. Типичная картина малого предприятия, когда предприниматель сам себе и не только начальник, но и рабочий и бухгалтер и даже секретарь.

И среди тех и среди других, встречаются весьма успешные люди. По-моему, разница лишь в контрасте, который возникает в среде обитания этих руководителей. Администраторы, основываясь на собственных наблюдениях, выделяют и систематизируют основные факторы успеха в работе предприятия, а затем подбирают людей, на выполнение нужных функций и требуют от них качества их исполнения. Если люди не справляются с поставленными задачами, их меняют на других. Администратор, рассуждает так «У меня есть проблема - у меня есть Зам – он обязан ее решить – я слишком занят у себя на небе и не царское это дело, думать о том, почему у меня проблемы …»

Профессионал рассуждает иначе, он квалифицирует проблему, а уже потом ищет ресурсы и методы ее решения. Характерно то, что из внимания профессионала не выпадают детали, потому что он знает, что именно в них часто сокрыт наиболее эффективный метод решения проблем. Более того, я считаю, что основой высокой производительности труда является тщательность проработки проблемной ситуации. Методы административного управления позволяют решать проблему удовлетворительно, достаточно. Тогда, как профессионал докапывается до мелочей и способен кроме корня проблемы увидеть еще и возможности совершенствования. В итоге профессионал делает лучше чем было до возникновения проблемы, а администратор возвращается либо к прежнему уровню, либо к меньшему качеству, но все же удовлетворительному…

Я не имею ввиду что профессионалы, при возникновении проблемы закатывают рукава и лезут в самое пекло, я, скорее хочу сказать, что они разговаривают с персоналом на языке их проблем и способны именно работать со своей командой, как Суворов, а не распоряжаться ей как инструментами из коробки.

Когда-то я учился на специальности государственное и муниципальное управление и там нам внушали, что мы управленцы ! Это произносили гордо и при этом акцентировали, что мы и не должны в чем-то хорошо разбираться или специализироваться. Надо быть харизматичным, разбираться во всем по чуть-чуть и быть эдакой гусыней, в которую природа вложила всего по чуть-чуть чтобы выжило ее потомство.

С тех пор я вырос, а студенты этой специальности ходят и колотят себя в грудь с кличем я управленец. Точно также администраторы ходят, потом по территории предприятия и кричат, что я директор и у меня есть набор специалистов, которые будут решать все мои проблемы…

Почему наша страна, всю свою историю остается на крайне удовлетворительном уровне. Я думаю, что за счет своего административного подхода к управлению. Мы решаем наши проблемы не видением, а приказом. Для нас люди – это средства, не подошел один - заменим другим. Мотивировать? Зачем? На его место очередь! Вот и сделали нам эти администраторы видео магнитофон «Электроника», телевизор «Рекорд» и автомобиль «Москвич».

Администраторы встречаются и среди собственников бизнеса и среди наемных руководителей. И там где они есть, чаще встречается не конкурентноспособное оборудование, работники-алкаши и пенсионеры-охранники работающие за 2500 рублей. Приличную зарплату получает только директор. Ну чем не рабовладельческий строй. Ну а с внешней стороны мы видим низкопробные дешевые котлы выпускаемые этим предприятием или торговый комплекс с процветающим воровством.

Недавно сидя у клиента, я стал свидетелем того как обсуждали увольнение вышеупомянутого охранника-пенсионера. Директор торгового комплекса распинал своего зав. хоз'а за то, что у него такие хреновые охранники, что они играют в домино вместо того чтобы работать и т.д. После длинного монолога начальника, завхоз не выдержал и заявил «А что я могу ему приказать за 2500 рублей». После этого начальник сказал, что низкая зарплата это проблемы того кто на нее согласился. А уж коли согласился то отрабатывай по полной! Вот где матушка РоссияJ) У нас многие, к сожалению, совершенно не уделяют внимание мотивации сотрудников. Не понимаем мы, что не все определяется жесткостью кнута …

Сам руководитель-администратор, мотивирован раздуванием разницы между прибылью извлекаемой предприятием и экономией на затратах. И так как он не сведущ в деталях, то экономит он грубо, ограничением зарплаты сотрудников, урезанием или вовсе отменой премий, как явления в организации, латанием трубопроводов, не лицензионным или бесплатным ПО и т.д. Главный мотив – это разница между выручкой и затратами. А так как наше сознание стремится оправдать нас в делах неправедных, то со временем сознание такого руководителя искажается и он воспринимает происходящее, как суровый закон жизни!

Я думаю линия моих рассуждений уже полностью понятна. Я призываю наше общество к профессионализму в своих делах! Занимайтесь любимым делом, а если так не сложилось задумайтесь о том, что я написал, подумайте о последствиях и хотя бы не будьте причиной регресса …

P.S. О мотивации буду писать постоянно, так как не вижу темы важнее для бизнеса!

P.S. 2 Пишу по выходым, потому как в будни меня поглощает бизнесJ До встречи в следующий weekend!

С уважением, Артур Иванов!

Смотрите также :

  1. А будет ли выхлоп от рекламы?
  2. Кто такой предприниматель? Ч.1
  3. Кто такой предприниматель? Ч.2
  4. Кто такой предприниматель? Ч.3

7 комментариев:

Анонимный комментирует...

Спасибо за качественный обзор, иногда тоже возникают подобные мысли. Профессионалом все равно быть лучше, т.к. примерно представляешь как работает твой бизнес, тем самым можешь в любое время подкорректировать что то или добавить.

Янеспамер комментирует...

Анонимный, да полностью согласен с вами, профессионалы всегда ценятся больше чем просто администраторы :-)

Vladislav991 комментирует...

Уважаемые комментаторы, вы сильно недооцениваете администраторов ;-)

Tur комментирует...

Если у администратора нет профессионализма, то дело плохо ... Лучше если профессионал обладает еще и качествами администратора. В статье не говорится о крайностях - чисто администратор или чисто профессионал. Здесь о предпочтительности сочетания качеств, среди которых первичным я считаю именно профессионализм менеджера.

Сергей комментирует...

etПрофессионал от делитанта отличается только уровнем знания той темы, в которой он работает. Сравнивать, сталкивать и противопоставлять администратора, менеджера или ещё кого просто не корректно.

Tur комментирует...

Я так не думаю, читаем статью ... она о случаях когда такое сравнение корректно, другие сравнения вне поля зрения данной статьи

Alan Curtis комментирует...

Контакт: pedroloanss@gmail.com / Номер WhatsApp + 1-8632310632 для предложения кредита,
Г-н Педро позволил мне воспользоваться невероятной возможностью переехать и расширить мой бизнес с его кредитным предложением в решающий момент. Поддержка, которую я получил от кредитной фирмы, на которую работал Педро, была бесценной.