суббота, 23 февраля 2008 г.

Чтобы добиться успеха в интернете нужно состариться:)

Некоторые размышления о времени, как факторе "раскрутки" интернет-сайта

Уходит много времени на поиск нужного товара в магазине? Beeble.ru - покупки без лишней суеты!


Два года назад, когда я только загорелся идеей создания собственного интернет-магазина я собирался уже через три месяца выйти на уровень продаж достаточный для того чтобы бросить работу и уйти с головой в свое собственное дело. Однако практика сделала большую поправку - в интернете время идет совершенно по другому.

К примеру, при добавлении контента на сайт поисковики проиндексируют его только через две-три недели, а иногда и месяц. Вес страниц сайта (google page rank например) на которых расположен контент растет по мере накопления ссылок на него, что тоже связанно со временем(от активности SEO мероприятий конечно тоже, но здесь существуют объективные временные ограничения). Конечно Вы скажете, что все зависит от того насколько эффективны мероприятия по продвижению сайта и его содержимого в интернете - SEO, контекстной и банерной рекламы, рекламы в блогах и т.д

Однако, озон стал прибыльным спустя 4 года после существования(если не больше), амаzon пять лет морочил голову инвесторам и не мог выйти из фазы инвестирования. Более того наиболее успешные магазины рунета как один называют себя старейшими. Складывается впечатление, что для того чтобы стать успешным в интернете надо стать "старейшим" или "крупнейшим".

Ненужно долго искать примеры прямо пропорциональной зависимостb между "старостью" интернет-ресурсов и их "раскрученностью". Набираю в yandex запрос "каталоги интернет-магазинов"... Одной из первых позиций поисковой выдачи выпадает каталог интернет-магазинов shop-top.ru. В разделе "Книги. Книгопечатная продукция" первые две позиции каталога имеют следующее содержание:

  • Интернет-магазин "оЗон" - один из крупнейших и популярнейших проектов русскоязычного Интернета. В продаже книги, журналы, фильмы на видеокассетах и DVD, музыкальные компакт-диски и многое другое. Много различных способов оплаты и доставки.

  • Один из старейших интернет-магазинов рунета. Книги, музыка, фильмы, игры, софт, подарки.

Books.ru на главной странице сайта встречает надписью "Добро пожаловать в старейший Интернет-магазин России". Если заявка на старость и размеры ozon.ru и books.ru не вызывала у меня никаких противоречивых эмоций так как это действительно правда, то когда я прочитал что "состарился" bolero.ru во мне начала созревать тема этого поста.

Я помню "болеро" еще маленьким "бычком"(почему бычок? и какая связь между быком и болеро? ... может тореодор одел костюм болеро? по моему это лишнее доказательство того, что со временем люди воспринимают любые наименования брэндов. В итоге бык довольно хорошо ассоциируется с книгой:)) буквально пару лет назад. Нет я не говорю про его возраст - я имею его сравнительное состояние в то время. Довольно тривиальный, на мой взгляд конечно, магазин с преобладанием ужасного красного цвета и вкладок подчеркнутых у amazon.com указывал на его юношеский возраст(ну неверю я в то, что он один из первых). И тут за два года миновав средний и пожилой возраст перед пользователями рунета предстает "старейшина".

Конечно - это все маркетинг. Мы должны показывать свое преимущество перед тысячей интернет-магазинов с аналогичным ассортиментом. Ведь пользователи, совершающие покупки через интернет даже не представляют, что находится за подавляющим большинством сайтов - съемная квартира с аферистами или современная высоко технологичная компания. Вот здесь известность и количество лет работы на рынке - "старость" и выступает для покупателем основным конкурентным преимуществом.

Еще один фактор - ассортимент товаров в рамках одного вида. Если мы желаем купить определенную книгу, то конечно предпочитаем зайти в магазин, найти и сразу оформить заказ. Ассоциация с интернет-магазином, как возможностью найти все, что нужно из литературы по маркетингу, а не анализировать страницы поисковика или бегать по магазинам города пол дня и так и не найти - является фундаментальным преимуществом online shop's

К чему я это все? А к тому, что за всеми этими состояниями - опыт работы, ассортимент, рейтинги в поисковых выдачах находятся процессы формирующие качество сайта - годами.

Допустим Вас заинтересовала конкретная книга - знакомый сказал, что в ней Вы найдете то что Вам нужно. Куда Вы отправитесь ее искать? Бегать по магазинам г. Таганрога? Можно день потерять и не найти. Заказать в одном из магазинов того же Таганрога? В одном случае мне везли три недели, а в двух других я вообще не дождался и заказал в интернете.

Когда мне понадобилось составить список литературы из 150 источников для диссертации я отправился собирать их на ozon.ru потому, что там >100000 наименований литературы и хорошо представлены выходные данные каждой книги, что выгодно отличает ozon от books.rubooks.ru

Чего стоит владельцам интернет-магов создание качественной витрины с аccортиментом 100000 наименований? Либо очень много денег либо очень много времени, что определяет скорость протекания процесса формирования конкурентных преимуществ. Судя по качеству наполнения 90% сайтов торгующих медиа товарами большими финансовыми возможностями они не отличаются, поэтому процесс их "старения" будет длительным:)

Те кто занимался формированием витрины интернет-магазина знают какой это труд. Многое конечно определяется технологией добавления товаров на сайт, но даже при хорошей автоматизации нормальным показателем для человека в день 10 товаров, с учетом подбора популярных товаров, подготовки изображений, скриншотов, демофайлов, форматирования описания и т.д Таким образом 1 человек за 22-26 рабочих дней в среднем выдаст 250 товаров в месяц.

Если платить человеку 50 рублей за позицию, (о пользе фрилансеров для общества и их тарифах на пополнение ассортимента смотрите здесь), то нам это обойдется в 12500 руб. в мес. А если у Вас 4 вида товаров и каждая группа требует отдельного подхода, то это 4 человека и 50000 в мес. При таких условиях, очень приближенно конечно и при отсутствии роста производственных мощностей и персонала, по критерию количества ассортимента полная "старость" наступит через 33 года, по вполне объективным причинам

Я довольно пассивно веду блог и нарушаю основную концепцию маркетинга по удержанию посетителей. Этот вопрос хорошо освятил Илья Тавли здесь. Однако через полгода я обнаружил у себя google pagerank=2 и Яндексовский ТИЦ=10 чем был приятно удивлен. Я практически ничего для этого(по крайней мере специально) не делал, но все таки это результат процесса моей деятельности, который зависит от моей активности, возможностей и законов функционирования сети интернет, как системы. Хоть застрелись но индексация страниц сайтов содержащихся в поисковиках происходит с интервалом в несколько недель. Так, что если хотим заявить о себе пораньше ищем деньги на рекламу:) И таких условий масса.

---------------------------------------------------------------------------
В продолжении анализа "фактора времени" cледующий пост будет посвящен значению ритма и объема работы в организации труда и реализации личной стратегии развития. Пошел вынашивать тему и обобщать накопленный опыт... Хочешь получить этот пост? Подпишись на RSS прямо сейчас!

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Не согласен с заголовком. Хотя бы взять пример гугл. Молодая компания миллиардер!

Tur комментирует...

Google создан в 1995 году - компании 13 лет. По меркам интернета это очень много. Настоящий старпер:) Эффект усиливается если учесть что до 2000 года интернет у нас в стране был предметом роскоши. Все относительно. По сравнению с мамонтами мы все молодые! Бум интернет-торговли, опять же у нас в стране, начался около трех лет назад. При таком темпе развития рунета я думаю что уже через три года напишу, чтобибл.ру старейший магазин рунета:))

Анонимный комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.