понедельник, 17 сентября 2007 г.

Проблемы организации торговли виртуальными товарами

Лучший способ предсказать будущее - придумать его!


Как и обещал, продолжаю тему связанную с использованием объектов авторских прав и особенности организации торговли контентом. Проговорюсь, что меня лично эта тема так интересует и оч. возбуждает от того, что скоро откроется мой второй интернет-магазин... О судьбе первого я писал в посте "Сначала было слово. Ошибки на уровне идеи".

С учетом неумолимого движения процесса интернетизации населения РФ и удешевлением трафика этот сегмент рынка уже сейчас просто будоражит интернет-торговцев. Признаюсь перспективы этого рынка уже мешают мне спать по ночам. Поэтому решил выговориться, чтоб стало легче.

Если говорить об отечественном рынке, то пока я вижу две проблемы связанные с организацией отношений продавца контента и правообладателя:

  1. Проблема ценообразование объекта авторских и смежных прав
  2. Проблема установления формы отчетности, о продажах товаров, являющихся объектами этих прав

В первом случае, речь идет о том сколько нужно платить правообладателям на цифрового товара, чтобы ему было не обидно. Если рассуждать логически то из стоимости товара записанного и оформленного на материальном носители (СD,DVD, книга и т.д.) необходимо вычесть расходы связанные с изготовлением и продвижением товара на рынок - это и будет считаться справедливой ценой. В этом случае, основой для ценнообразования виртуальных товаров является рынок материально выраженных. При этом необходимо устанавливать контакт с издателем, чтобы определить уровень его вознаграждения с продажи товара.

С другой стороны, торговля цифровым контентом должна пройти рыночную аттестацию, т.е. необходимо установить средний уровень цен которые убедят человека заплатить за загрузку аудиокниги через интернет. В настоящее время торговля цифровым контентом является дополнительным источником продаж, но успехи интернет торговцев на этом поприще,привлекают все больше и больше внимания со стороны игроков физического рынка и являются предметом зависти конкурентов по виртуальному. (См пост "История AllOfMp3.com или поспешите, халява заканчивается".)

Благо правообладатели уже пришли к выводу, что лучший способ борьбы с пиратством это делать то же что и они, то есть сделать продукт доступным для трудового народу. Поэтому я думаю, что в переговорах с мудрыми издателями цена будет обоснована прежде всего с учетом оценок потребителя, что при массовости продаж позволит значительно увеличить доходы правообладателя.

Если рассматривать подходы РОМС - организацию по управления авторскими правами на коллективной основе, www.roms.ru, то можно сказать следующее. Во-первых они почему-то решили, что правообладатлю достаточно отчислять от 5 до 10% с продажи, в то время как остальным достается 90%. И как после этого не разозлить собственника, спрашивается? А во-вторых размер установленого ими минимального размера выплат с продаж виртуальных товаров одной категории(аудиокниги, музыка и т.д.) товары оцениваются в одну и ту же цену. Так например, минимальный размер вознаграждения правообладателя (по лицензионному соглашению РОМС) с продажи аудиокниги составляет 8 рублей (или 10% с продаж). Получается, что рекомендуемая РОМС цена реализации любой аудиокниги не исключенной из ее репертуара стоит 80 рублей.

Общая организация такой правозащитной системы в общем то не так плоха. В случае если позиция правообладателя на рынке цифрового контента слабо выражена либо вообще отсутствует, дополнительные деньги правообладателей продукции наверняка обрадуют. В противном случае продавцы и организации вроде РОМС должны будут заключить соглашение удовлетворяющее интересы всех трех сторон - продавцов, правообладателей и покупателей (а не то быть пиратству пуще прежнего). Таким образом, я не вижу причин для начала новых войн подобной AllOfMp3.com кроме следующей.

Если с сайта интернет-торговца скачано 50 файлов одной и той же аудиокниги, есть ли повод у ее издателя полагать, что я продал 100 и нажился на этом. Конечно есть, кто поверит на слово, особенно если это касается денег. С другой стороны мы ведь верим системе google.adsense которая самостоятельно определяет факты использования ее рекламных объявлений. Похоже, что мне и владельцам других интернет-магазинов торгующих цифровыми товарами придется разрабатывать сервисы статистики предназначенные для учета прав правообладателей. Чтож довольно интересная перспектива. По поводу системы отчетности которую использует РОМС ещё не знаю, оффициальной информации о ней практически нет, но это дело поправимо практически на днях когда я отправлюсь заключать с ними лицензионное соглашение. О результатах отпишусь, но предчуствие писсимистичное(я по поводу формы отчетности), поэтому активно придумываем будущее товарищи.

А теперь пойдем в массы. Как человек азартный в вопросах бизнеса купился на идею Димы Давыдова и решил поучавствовать во вьетнамском эксперименте, ознакомиться с его условиями можно по ссылке "Маркетинг в маленьком городе". Теперь отмечу четыре блога которые я нашел интересными:

  1. Блог об IT и оффлайновом бизнесе
  2. Как легко заработать деньги в интернете...
  3. Квадрат Малевича. Блог о Дизайне
  4. Непопулярные заметки о маркетинге, менеджменте и финансах

О результатах эксперимента сообщу незамедлительно

2 комментария:

Oleksii Polyvianyi комментирует...

Эксперимент работает! спасибо за выбор!

Tur комментирует...

Грех не откликнуться на столь хорошую затею. Должен признать, что Давыдов большой выдумщик и оригинал. Кстати блогов по Web дизайну не такое уж большое множество. Чего не скажешь о несущих в мир миссию научить всех зарабатывать в интернет "ничего не делая".
Любопытно, какая отдача от эксперимета. Были ли переходы с моего блога? Сколько?