четверг, 18 октября 2007 г.

За что не любят сис. админ'ов?

Интернет-магазин "библ" - аудиокниги, софт и другие медиатовары - покупайте без суеты, экономьте на цене товара и на доставке


Эту статью стоило бы назвать "за что не любят специалистов в области IT-обслуживания?", но именно так называлась статья одного из блоггеров, побудившего меня продолжить его мысль и высказать свое мнение по этой тематике.

Еще будучи студентом родного ТРТУ, я заметил, что основная масса компьютерщиков, как то враждебно настроены к представителям реального мира.

За мониторами, как правило, сидели мужественные и практически невозмутимые лица, сравнимые разве что с лицами героев блокбастеров, только что спасли мир и вообще они держат землю на плечах, так что беспокоить их по пустякам нельзя. К тому же характер ответов на мои вопросы часто носил намерение показать мою личную умственную не полноценность. Ты не знаешь, что такое директория? Да? Все можешь пойти повеситься! Как можно этого не знать? ... Согласитесь! Я думаю, что практически у любого грамотного в общении с компьютером человека возникала в голове подобная мысль, когда ему задавали такие "примитивнейшие" вопросы. Впрочем, по себе людей не судят, так что не факт, что это так...

В то время я был "чайником", мечтавшим добыть реферат, чтобы получить зачет на халяву. Поэтому у меня постепенно формировалось мнение, что на моих глазах созревает враждебный социальный класс людей, с которыми я будучи молодым человеком с характером не собирался мириться, поэтому в итоге я...

Я стал одним из них. (Это конечно не самое плохое, что может случиться с мужчиной:)) Поэтому дальнейшее повествование я продолжу, как человек сведущий, с опытом работы системного администратора и инженера ИВЦ.

Сразу оговорюсь не буду выгораживать не тех ни других, так как в отношениях между двумя людьми обычно виноваты оба. Поэтому начну с того, что буду типологизировать членов обоих сторон.

Наименее яркие и наиболее злобные представители реального мира. На самом деле оч. успешные, да ... Только об этом ни кто не догадывается, потому что остальной мир враждебен повсюду подставы, все девушки шл... А он ... он уже 10-го уровня, жаль не хватает времени еще прокачаться... Ну ничего скоро отпуск и я стану самим совершенством.

Стоп! Ребята проснитесь! Жизнь проходит мимо и она самая крутая игра в Вашей жизни. Эта привязанность к паралельному миру напоминает привязанность к алкоголю, когда легко доступное мимолетное удовольствие становится дорогой к счастью, которое способно заменить многие радости реальной жизни.К счастью многие из этого вырастают и признают, что реальная трезвая жизнь круче, к счастью есть женщины:)

Теперь буду давать сдачи. Следующий типаж абсолютно счастливые люди. Каждый день живут,как в первый раз, т.е. если он-юзер обращается к тебе - админу, за консультацией сегодня, то завтра при малейшей перемене обстановки потребность в консультации потребуется снова, и так изо дня в день... Перемена цвета, формы и даже места расположения одного из 120 типовых системных блоков в компьютерных классах вызывала у одной из преподавательниц института устойчивый вопрос "А мне вот эту кнопку нажимать?".

В итоге, через пол года общения я вошел в роль персонала психиатрической больницы, где во-первых надо было снисходительно обходиться с пациентами, а во вторых сдерживать напарника от акта агрессии, с которым он иногда, как мне казалось, не мог совладать...

Ну это все не столь распространенные категории граждан, так что теперь перейдем к более массовым случаям в которых видны профессиональные классовые противоречия IT персонала организации и представителей реального мира.

По моему мнению основную совокупность случаев недовольства сотрудниками IT подразделений можно разделить на три группы.


  1. Они ничего не делают т.е. не бегают в мыле с отверткой в зубах и парой килограммов инструмента за поясом, в то время как представители остальных "порядочных" профессий пашут не покладая рук. Парирую! Друзья, а Вам не приходило в голову, что спокойный, не загруженный работой сис. админ. или системный инженер это признак того, что в вашей организации все в порядке. Раз сидит, то в его зоне ответственности все исправно работает. Конечно бывает и наоборот, но, поверьте мне на слово, это гораздо более редкий статистический случай. Критерием оценки качества работы IT-подразделения является прежде всего работоспособность и функциональная достаточность оборудования и програмного обеспечения на вверенном ему участке. Если Ваш админ проспал всю зиму и на него нет жалоб по существу его работы, кроме тех что он собственно ни делает ни хрена, рекомендую либо оставить его в покое, либо повысить ему зарплату

  2. Специфика работы, которая такая же неблагодарная, как ежедневный труд домохозяйки. Дело в том, что работу системных инженеров и сис. админов, как их начальников видно только тогда, когда они решают чьи то проблемы. На штатного инженера обычно смотрят с негодованием. Как же блин целыми днями в игры режешься, вот у тя все и ломается. Дело в том, что 100 таких случаев за год работы вызывают четкую ассоциацию образа админа с проходимцем. Когда все хорошо о нем не вспоминают, когда плохо уж и не радуются. Кстати этот недостаток покрывается действительно хорошим качеством обслуживания. Во время "зимовки" админы расслабляются и уже трудно заставить себя работать:)

  3. Перевод стрелок на IT-подразделения организаций. На совещании у генерального вдруг выясняется, что ктото не подготовил важного отчета, который нужно было сдать еще вчера. Кто виноват? Конечно IT-шники ведь они часто не вхожи в кулуары власти и отсиживаются в каморках. Поэтому их можно оговаривать бесконечно. Думаю есть прямая зависимость между восприимчивостью и доверием руководства к словам подчиненных с должностями этих подчиненных. Другими словами если декан факультета скажет, что презентация было завалена по вине инженера, который не сказал что презентация запускается двойным кликом мыши по иконке файла, то виноват конечно инженер, при этом в момент когда ему шьют дело его нет. Так что оправдаться он не может, и через год после регулярных клеветнических жалоб, он вылетает с работы ни понимая в чем собственно виноват.


Не много мрачновато. Понятно, что не все так плохо. Я просто обобщил результаты личных наблюдений в годы работы в IT подразделении ВУЗа. Забавно, что внук первого проректора этого ВУЗа работал некоторое время в томже IT подразделении будучи студентом. В определенный момент дед запретил внуку у нас работать. Позже я узнал, что сказал ему дедушка-проректор: "Немедлено уходи с этой работы, если не хочешь испортить себе репутацию, в этом отделе ты всегда будешь плохой, это не благодарная работа, её не видно ...".

Ситуация в организациях, которых обслуживают сервисные конторы, так называемые "приходящие админы", коренным образом отличается от штатных IT-отделов. Тамошние сотрудники знают цену обслуживанию, а приходящие админы знаю цену часу своей работы и чаще всего без них в конторе плохо, а не с ними. Когдато читал статью в которой сделали вывод, что перевод сферы IT сервиса в outsource наиболее эффективен для всех сторон. Обслуживаемые становятся ответственнее и не вызывают по пустякам инженера, наблюдается рост самостоятельности, навыков в обращении с оборудованием и работе с компьютерными программами. С другой стороны требования к сервису тоже возрастают и человечество двигается вперед. Конечно для всякой ситуации свое решение. Но главное, что нужно сделать это пересмотреть критерии оценки работы IT-специалистов в организации.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

То что виноваты обе стороны, я бы сказал, что это 1% случаев. Все дело в том что 90% представителей так называемого "Реального мира" к сожалению действительно не то что интелектом не обделены, но банально не хотят задействовать самый главный орган в организме человека - мозг.
Хотя и сисадмины бывают мягко говоря некомпетентные.
А что самое ужасное, так это то, что свою тупость пытаются прикрыть тем, что виноват другой, к тому же еще и за "него" все надо делать, что "он" в силу своей тупости делать не в состоянии.

Tur комментирует...

Не могу с этим не согласиться. К сожалению многие пользователи в конторах не IT профиля элементарно глумятся над админами. Они во-первых просто не желают учиться, потому что всегда можно проросить помощи у админа, при этом каждый день по одной и тойже проблеме ... А если он откажется, то будет распят на очередном совещании.

Среди людей поколения 50-х, котрые сейчас не редко занимают руководящие посты, еще бытует мнение, что владеть IT технологиями им не обязательно. Это дело специалистов! На самом деле сегодня это также необходимо, как уметь писать или читать. У них высокий уровень отчуждения от новых технологий, поэтому проще кого-то наклонить чем самим наклониться. "Трудно смыть книтаз до неба легче крыть это все матом"

Корень проблемы состоит в том на сколько хорошо высшее руководство владеет компьютером и всеми смежными технологиями поддержки собственной деятельности. В тех организациях где Админы и руководство способны разговаривать на одном языке проблемм гораздо меньше. В таких конторах со временем образуется среда пораждающая IT - грамотность удволетворительного уровня у подавляющего числа сотрудников.